Палласовский муниципальный район

 

Палласовский район самый большой по площади на территории Волгоградской области, занимает восточную ее часть и граничит с Казахстаном. Его центр - город Палласовка расположен по берегам небольшой мелководной реки Торгун, в 300 км от областного центра. Территория города - 3520 га, население - 16,7 тыс. человек.

Бескрайние степные просторы с редко встречающимися лиманами, западинами и балками издревле привлекали своими пастбищами кочевые племена. По степям Прикаспийской низменности мчались в свое время сарматы, скифы, гунны, преследовали своих врагов печенеги, вели торговлю хазары, сражались и грабили торговые караваны половцы. В XI веке последние стали полными хозяевами всего степного раздолья. А в XIII веке заволжская степь огласилась воинственными криками орд хана Батыя. До наших дней археологи находят многочисленные курганы с останками вымерших племен.
В XVI веке выросла мощь Русского государства и великий торговый путь - река Волга оказывается в его владении. К этому времени по Заволжью кочевали торгунские племена калмыков и кыргыз-кайсаков.
Никогда заволжская степь не была безжизненной. Седая от полыни, внешне тоскливая, высушенная суховеями и солнцем, нещадно битая лютыми морозами, она жила по-своему многообразной жизнью. И все-таки в основе своей степь веками оставалась необжитой.

Огромным толчком в освоении края явилась соледобыча на озере Эльтон, которая с 1747 года полностью перешла в руки Российского государства. Для вывоза соли царское правительство привлекло малороссов (украинцев-чумаков). Это был первый этап заселения Заволжья. До конца XIX века весь юг России снабжался эльтонской солью, и лишь строительство железной дороги от озера Баскунчак свело на нет эльтонские разработки. Озеро Эльтон обладает огромными запасами соли хорошего качества, рапа и грязь имеют лечебные свойства. Название озера происходит от калмыцкого "алман-нур", что означает золотое озеро.

Новый этап освоения левобережья Волги начинается во 2-й половине XVIII века, когда по высочайшему указу императрицы Екатерины II сюда прибывают переселенцы из Германии, появляются немецкие переселения (колонии).
В 1768 году по заданию Петербургской Академии наук для изучения и описания в наш край приезжают научные экспедиции, одну из которых возглавляет молодой, подающий надежды ученый Петр Симон Паллас. Он выдвинул идею о том, что Каспий - это оставшаяся часть более обширного моря, которое когда-то покрывало всю Арало-Каспийскую низменность.
Во время поездок по юго-восточным степям он подметил следы прежнего высшего состояния уровня Каспийского моря и довольно точно определил часть древних его берегов. В то же время заявил, что человеческая жизнь в заволжских степях практически невозможна. Местность, на которой стоит станция Палласовка, описана П.С. Палласом так: "Вся местность около Таргуна лежащая имеет соленое сложение. Ручей течет по широкой и глубокой ложбине; вода в нем гнила, довольно мутна, наполнена поростом и травою. Да и вся почва по большей части солена, на многих местах выступает в довольном количестве соль и где ничего не растет, кроме саликории, черенковой лебеды и некоторых солянок."
Выводы великого ученого о перспективе использования природных ресурсов Заволжья даны как приговор: земля столь засолена и бесплодна, что непригодна ни для хлеборобства, ни для выпаса скота.
Со времен Палласа почвенные и климатические условия значительно изменились, так как теперь эта местность в общем довольно благоприятна для земледелия и в безлюдной полупустыне вырос современный город, на привокзальной площади которого установлен скульптурный памятник Палласу.

Новым этапом развития края послужило строительство железной дороги Астрахань - Саратов. Весной 1904 года начались работы по сооружению дороги, движение по которой было открыто в 1907 году.
Так появилась железнодорожная станция Палласовка. "В 96 верстах от Красного Кута в Новоузенском уезде на самой границе Самарской и Астраханской губерний при реке Торгун построена станция Палласовка... Названа станция по-имени знаменитого путешественника и натуралиста Петера Симона Палласа, изучавшего Поволжский край одновременно с С. Гмелиным и И. Лепехиным... "
Сто лет назад Палласовка была небольшой станцией III класса. Исторические хроники повествуют: "При станции образовался значительный поселок, в котором несколько магазинов, склад земледельческих орудий, четыре паровые мельницы, дающие ежедневно для отправки по железной дороге от 2 до 4-х вагонов муки. Со станции отправляется в год более 6000 пассажиров, а годовой грузооборот станции превышает 1135 тысяч пудов, из которых приходится на отправление около 670 тысяч пудов и на прибытие 565 тысяч пудов. В отправлении преобладают - хлеб в зерне, мука, отруби, рогатый скот, в прибытии - нефтяные продукты, лесные материалы, мануфактура и другие грузы. В полуверсте от станции - немецкая колония Ней-Галка, с населением свыше 2000 душ. На выгоне близ Ней-Галки бывают три довольно значительные скотские ярмарки: 15 августа, 15 октября и в первое воскресенье после Троицы.
В 12 верстах от станции - большое торговое село Савинка, с населением около 6 тысяч человек. Здесь бывают две значительные ярмарки: с 1 по 15 июня и с 1 по 15 ноября, на которых главным предметом сбыта служит скот. В Савинке дешевое кумысолечение. Приготовляется кумыс киргизами, а кумысники обыкновенно селятся в крестьянских избах или киргизских кибитках.

В 1921 году был образован Торгунский район, переименованный 15 мая 1923 года в Палласовский район АССРНП (Автономная Советская Социалистическая Республика Немцев Поволжья).

Знаменательные события истории города - годы Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.). С 25 сентября 1942 года по 25 декабря 1943 года станция Палласовка входила в состав действующей армии и относилась к прифронтовой зоне. В те годы из Палласовского района ушли на фронт 13533 человека. Более 3000 человек были награждены орденами и медалями, более 4000 пали смертью храбрых на полях сражений. Нашим землякам Г. М. Губареву и П. А. Дранко было присвоено звание Героя Советского Союза. По железной дороге в суровые дни Сталинградской битвы шли эшелоны на Сталинградский фронт. Железнодорожники узла ст. Палласовка проявляли массовый героизм, мужество и доблесть. Под непрерывными бомбежками они доставляли на фронт вооружение и боеприпасы.
За образцовое выполнение боевых заданий и мужество командованием Южного фронта награждена группа железнодорожников, среди них машинист И. М. Тучин - орденом Красной Звезды, путевой обходчик К. Я. Цема - медалью "За отвагу", стрелочница О. П. Бородачева и помощник машиниста паровоза А. Д. Кузьменко - медалью "За боевые заслуги". Начальнику станции Г. Г. Латунову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В послевоенные годы начинается подъем экономики Палласовского района и Палласовка становится крупным центром сельскохозяйственного производства. В 1954 году сюда прибыли первоцелинники. К 1958 году в районе уже было распахано 227 тыс. гектаров целинных и залежных земель. Сельское хозяйство развивалось быстрыми темпами.
Большие успехи были достигнуты в области животноводства, особенно овцеводства. В районе была выведена новая порода тонкорунных овец - волгоградская.
30 июня 1967 года Палласовка получила статус города и рабочий поселок Палласовка преобразовывается в город Палласовка. Один за другим появляются промышленные предприятия (мясокомбинат, молокозавод, хлебозавод и др.), автотранспортные предприятия, строительные организации. В 5 км. южнее города проходят газопроводы Средняя Азия - Центр, Оренбург - Новопсковск. Параллельно проходит газопровод "Союз" (Оренбург - западная граница).

Начало семидесятых годов связано со строительством сети Волгоградской обводнительно-оросительной системы, которая была объявлена Всесоюзной ударной комсомольско-молодежной стройкой. По комсомольским путевкам в район едет молодежь. Возникает крупная строительная организация трест "Заволжскводстрой".
В восточной части города возводится многоэтажный жилой микрорайон с детскими садами, школами, магазинами, банно-прачечным комбинатом, домом культуры. В те же годы строятся газопровод и газокомпрессорная станция, стоительство которой ведут чехославацкие строители. Пятиэтажные кварталы, новые здания и площади преображают центр города.
Постепенно сложился современный облик Палласовки: цветники на просторных площадях, набережная и мосты через реку, парки, памятники, стадион, кварталы многоэтажек и зеленые улицы частных построек, благоустроенные территории предприятий и учреждений.